Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету
Название используемой технологии или элементов технологии |
Имеющийся или прогнозируемый результат |
Информационно-коммуникационные технологии |
Повышение эффективности ЗУН. Формирование ключевых компетенций ученика Повышение позитивной деятельности учащихся, повышение продуктивности работы. Создание электронных учебных пособий |
Проектная технология |
Организация познавательной деятельности на основе совместного труда. |
Технология разноуровневого обучения |
Формирование ключевых компетенций ученика Повышение вычислительной культуры учащихся. Позитивные изменения в усвоении материала |
Метод проблемного обучения |
Создание в сознании учащихся проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. |
Игровая технология |
Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности; повышают интерес, снимает утомление, развивает сообразительность, позволяют лучше запомнить формулировки, определения, "раскрепощают" ученика; Позволяют приобрести опыт: - публичных выступлений; - ведение дискуссий; стратегического и тактического поведения личности и команды в меняющихся условиях. |
Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем.
- Дифференцированный подход в обучении школьников математике.
Стремлюсь так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся обычного класса. Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др.). Учитель объясняет новый материал не отдельному учащемуся, а всему классу в целом: невольно он при этом ориентируется на какого-то «среднего ученика», т.к. при всём желании нет возможности учесть особенности восприятия всех учащихся. Первые упражнения новой темы, как правило, выполняются коллективно. Каждому ученику предоставляется возможность одновременно и слышать объяснения, и видеть решение. Однако через некоторое время наступает момент, когда часть учащихся усваивает способ решения задач нового типа. Этих учащихся заданный темп и стиль работы перестает удовлетворять, а для остального класса они ещё необходимы. В тот момент, когда одним учащимся объяснения по ходу решения задач становятся уже необязательными, а другим они ещё нужны, переходят к дифференцированной работе. Класс разбивается на две группы. В первую объединяются все те учащиеся, которые считают, что уже поняли новый материал и могут работать самостоятельно. Им упражнения даются в одном варианте. Те, кто работают самостоятельно, к учителю с вопросами не обращаются. Можно советоваться друг с другом, можно сверять своё решение с ответами. С вопросами эти ученики могут обратиться после самостоятельной работы. В это время всё своё внимание учитель уделяет второй группе, т.е. тем ученикам, которые не усвоили новую тему достаточно хорошо. Они продолжают коллективную работу: поочерёдно выходят к доске, решают задачи и объясняют их. Кроме того, у доски могут работать сразу 2-3 ученика. Один решает вместе с классом и комментирует вслух, другие решают молча. Когда первый заканчивает работу, все вместе проверяют, верно ли выполнили упражнения два других ученика. Затем обсуждаются с учителем результаты работы первой группы.
Описанный прием удобен лишь тогда, когда приходится выполнять много упражнений одного типа и когда работа по группам длится не менее 10-15 минут. Изучение новой темы сдвигается к началу урока. К следующему уроку учитель уже может условно разделить учащихся класса на группы по степени усвоения нового материала. Если материал усвоен на достаточном уровне всеми учащимися, то можно провести самостоятельную работу контролирующего характера. Если нет, то целесообразно провести обучающую самостоятельную работу. Самостоятельная работа должна быть посильной для всех учащихся без исключения. И каждый ученик должен быть уверен в том, что сможет выполнить работу.
Учащимся с низким уровнем интеллекта можно предложить карточки-инструкции, предоставить возможность выполнять задания по образцу. Сильным учащимся можно предложить работу, требующую переноса знаний и умений в необычные, нестандартные ситуации. Необходимо, чтобы учащиеся решали задачи вдумчиво и обоснованно. Все работы должны быть проверены. И чем скорее проверены, чем скорее учащиеся узнают о результатах, тем лучше. У них сохранится заинтересованность.
Дифференцированный подход обеспечивает личностно – ориентированную дифференцированную среду для развития, воспитания и сохранения здоровья обучающихся. Дифференцированный подход целесообразно осуществлять на разных этапах урока. На этапе объяснения нового материала в основном работаю со всем классом.
После выполнения нескольких упражнений на доске, учащиеся приступают к дифференцированной самостоятельной работе. Уровень I (базовый) содержит большое количество простых упражнений с постепенным нарастанием трудности. В заданиях II группы преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса и нестандартных приемов решения. Для таких самостоятельных работ использую разноуровневые дидактические материалы. Обычно учащиеся второй группы выступают консультантами для учащихся первой группы. Консультанты оказывают им большую помощь, как на уроке, так и во внеурочное время.
Остановлюсь на результатах такого обучения. Из выпускников 2010 года (профильного 11 А класса) 67% поступили на бюджет в технические ВУЗы, где одним из вступительных экзаменов была математика. В их числе наши медалисты Ботвиньева Ксения и Фукалов Павел успешно подтвердили свои серебряные медали, став студентами ТГИ и СПГУ телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича на бюджетной основе.
- Информационно-коммуникационные технологии
Для обучения, развития и воспитания современных детей недостаточно традиционной системы обучения. Сегодня повысить мотивацию к учению, интерес к предмету и, как следствие, уровень знаний учащихся возможно только применяя информационно-коммуникативные технологии. Само по себе применение персонального компьютера в обучении обеспечивает использование технологии дифференцированного обучения, а современная проекционная аппаратура обеспечивает наглядность (при изучении стереометрического материала это особенно актуально). Использование компьютерных тестов делает более детальной проверку знаний учащихся, а обучающие тесты позволяет акцентировать внимание на «тонких моментах материала». Современные обучающие материалы на тематических оптических носителях CD и DVD как правило являются интерактивными, именно это их свойство особенно ценно при использовании современных методов и методик обучения. Грамотное использование в обучении сети Интернет для целенаправленного поиска информации не только обеспечивает ее оперативное получение, но и способствует обретению навыков самостоятельного получения знаний. Внедрение ИКТ упрощает использование традиционных технологий обучения: подготовка печатных дидактических материалов, создание компьютерных презентаций, применяющихся на уроках как наглядные пособия.