Виды деятельности на различных этапах обучения:
1. Объяснение нового материала
Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
2. Проверка закрепления новых знаний
В своей практике применяю использование обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы.
3. Всесторонняя проверка ЗУН
При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Достоинства компьютерного тестирования:
- Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
- Использование компьютерного теста позволяет проверить степень усвоения материала у всех учащихся, что невозможно, например, при устном опросе.
- При компьютерном тестировании учащийся видит свой результат сразу после выполнения задания, а не по прошествии какого-либо времени, когда для него оценка теряет свою актуальность.
- Выставление оценки всегда объективно и не зависит от личных отношений учителя и ученика.
- Во время тестирования у учителя появляется возможность вести индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися.
В своей работе использую готовые тестовые программы, в том числе и с тесты по ЕГЭ, которые имеются в электронных изданиях, а также тесты, найденные в Интернете.
Применяю тесты различных видов: входные, промежуточные, итоговые и тесты текущего контроля.
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным и зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, существенно повышает уровень индивидуализации обучения. Также использование компьютерных технологий позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повысить качество знаний, продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого ученика.
- Метод проблемного обучения
Считаю, что одним из важных условий достижения целей урока математики является развитие мыслительной деятельности учащихся. Метод проблемного обучения – это одно из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития учащихся.
Проблемное обучение, в первую очередь, включает в себя создание проблемных ситуаций.
Обязательным элементом проблемной ситуации являются возможности учащихся, т.е. имеющийся у них уровень знаний и интеллектуальные способности.
Одним из важных условий проявления проблемного обучения является исследовательский характер работы учащихся в процессе обучения.
Процесс приобретения новых знаний путем проблемного обучения связан с постановкой проблемы и ее решением.
При обучении возникают как простые, так и сложные проблемы.
Перед решением сложной проблемы, нужно разделить ее на простые проблемы и решать их последовательно.
Проблемное изучение нового учебного материала будет удачным, если ученики вооружены теми знаниями и умениями, которые необходимы при решении данной проблемы.
Эффективность данной технологии можно оценить с помощью критериев:
а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации;
б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально - волевой сфере;
в) переживание учащимися субъективного открытия;
г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;
д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.
- Игровая технология
Игровая технология - средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
Игровые технологии на уроках математики — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс, необходимо определить:
- какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой технологии;
- для какого состава учеников следует применять;
- как увязать игру с другими способами обучения;
- как найти время в учебном плане для ее проведения;
- какую игру следует выбрать по конкретной учебной теме.
Виды игр
- Игры-упражнения.
- Игры-путешествия.
- Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
- Игра-соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие.
- Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.
- Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участи в ней каждому ученику необходима определённая математическая подготовка.
- Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Интеллектуальная игра является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие сфер личности. Участвуя в викторине, ученик проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и самоконтроля; ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления. Получение результатов своей деятельности с комментариями и соотношение их с результатами других участников способствует формированию у ученика адекватной самооценки и уровня притязаний, а также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы.
Применяемые мной технологии - это воплощение педагогики сотрудничества и применение их в обучении дает тот положительный эффект, при котором у ребенка развивается логическое мышление и воспитывается чувство ответственности за результат своего труда.